На сцене филиала театра имени Маяковского 10 ноября показали спектакль режиссёра Миндауса Карбаускиса «Изгнание» по пьесе современного литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса. Автор и сценарист окунулись в мир ксенофобии, спор Востока и Запада, осветили проблемы терроризма, завуалировав всё под красивую хронику одного путешествия своего же соотечественника-мигранта.

Страна персонажа — Великобритания. Герой таит в себе надежду на исполнение незримой мечты и лучшей жизни. Однако, в мегаполисе не рады беглецу, как известно, превратив чужака в лёгкую добычу для лондонских воротил и слоев категории «неформал». Начинается борьба с «доброжелателями» — копание в собственном «я» и желание отомстить.

Бен — главный герой, в исполнении Вячеслава Ковалёва, имеет свои амбиции и честь, как не странно это звучит в рамках современной морали. Путь его разделяет Фредди Меркьюри, ставший его опорой и другом. На протяжении двенадцати лет Бен проживает новую жизнь в Британской столице, стараясь изо всех сил сохранить лицо и выбиться в люди. Его можно отнести к числу простых работяг, правильных идеалистов, попавших в настоящий эмигрантский ад.

Инсценировка жизни в чужой стране несколько документальна, но тем и интересна. Кроме «тяжёлого» сценария, спектакль имеет правильные декорации. Художник Сергей Бархин превратил лондонские улицы в место «не для туристов». Сцена облицована кусками металла со ржой, неоновыми вывесками, значками «метро». Угрюмая обстановка омрачает и без того не радостную жизнь главного персонажа.

Пристанищем изгоя стали коробки на берегу реки Темза… Позже жизнь наладилась, и бывший бомж превратился в охранника элитного клуба, затем — в полицейского с хорошим достатком… Спектакль сопровождается под музыку группы Queen. Музыка Фредди была своеобразным гимном для мигранта. Он поменял мировоззрение, открыл для себя «толерантность». Несмотря на успешность, герой продолжает играть свою роль, но не жить. Даже в третьем действии, когда тот становится ищейкой Бобби, а не просто Беном, он пользуется своей возможностью «искать» и рыщет в поисках бывших обидчиков.

В спектакле задействовано много молодёжи, что полностью разбавило печальное повествование. И как обычно, хочется заглянуть на последнюю страницу книги. Финал саги печальный, при этом жизнеутверждающий. Режиссёр не стал намекать на то, что эмиграция — это сплошное зло и трусость. Напротив, Карбаускис лишь напомнил, что жизнь — это главная роль человека, которую стоит вести по собственному сценарию.

текст и фото: Елена Локтева.