Заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис впервые в истории театра, да к тому же кукольного, поставил «Историческое отступление о крыльях» из поэмы «210 шагов» Роберта Рождественского. Таким образом, в Саранском государственном театре кукол 9 ноября отметили сразу двойное рождение – премьерного спектакля «Сказание о крыльях» и рождение нового режиссёра.
Предыстория
В конце XVII века на Ивановской площади в Кремле неизвестный человек попытался взлететь с помощью сконструированных им крыльев, но… не взлетел. Причём, делал это прямо с земли, в то время как доморощенные «воздухоплаватели» испокон веков прыгали с колоколен. И случилось это в апреле месяце, том самом, который столетия спустя «выведет» в космос Юрия Гагарина.
В XX веке поэт Роберт Рождественский, всем сердцем любивший Москву, стал собирать старинные гравюры, изображающие московский быт и книги о столице. В одной из них он прочитал историю о неудачливом мечтателе, который хотел взлететь, да не получилось, за что был жестоко избит, до смерти. Так появилось желание написать «Историческое отступление о крыльях».
День сегодняшний
В XXI веке произведение попало в руки ещё одного талантливого человека – Эвклида Кюрдзидиса, и поэма получила новое звучание. Правда, и здесь не обошлось без предыстории. Три года назад директор саранского театра кукол Евгений Романовский позвонил в Москву Кюрдзидису и предложил ему поставить кукольный спектакль. Эвклид изумился – с какой стати? Почему вдруг ему, артисту!? Но Романовский настаивал на его кандидатуре. «Сумасшедший, – подумал Эвклид, и…согласился на не менее отчаянный шаг, чем директор. В результате рисковали оба – ровно так, как главный герой пьесы «Сказание о крыльях» «мужичонка-лиходей», решивший подняться на крыльях в небо. Только если у него ничего не вышло, то у современных мечтателей всё получилось!
13 минут и целая жизнь
В стенах Саранского театра кукол с самого утра зазвучали гусли, а затем пустились в пляс, закружились, как снежная вьюга, весёлые скоморохи, зазывая всех на представление. И в этом огненном вихре, в праздничной толпе искрилась, переливалась, захлебывалась музыкой тяжёлая, порой безалаберная жизнь простого народа, из которой мечтатели пытались вырваться с помощью крыльев.
«Мне было важно, расширяя драматургию, не испортить чудесное звучание этой поэмы, – признался после спектакля Эвклид. – Я искал драматурга, который бы написал пьесу, не нарушив стихотворную вязь Рождественского. И нашёл! Мой давний друг Ольга Мартова стала автором пьесы, и сделала эту работу блестяще. 13 минут длится чтение поэмы, и 50 минут наш спектакль…»
Либо пан, либо пропал
«Ничего подобного в нашем коллективе раньше не ставилось, – констатировал директор театра, отчаянно-смелый Евгений Яковлевич Романовский. – И я понимал: что тут либо пан, либо пропал, что мы рискуем не меньше, чем главный герой поэмы «О крыльях…»
Приехавшая в Саранск на премьеру Екатерина Рождественская (дочь поэта) не сдерживала своих эмоций.
«Очень интересная кукольная интерпретация, – сказала она. – Я счастлива за Эвклида: для него это освоение новой профессии, удачный дебют. Он чувствует всё – стихи, музыку, артистов, прекрасно читает текст за автора».
В каждом из нас живёт мечтатель
Эвклид выложился в этом проекте по полной. Почти месяц не выходил из театра, проживая здесь сложную, но невероятно интересную жизнь. Отказавшись от съёмок, гастролей, других проектов, с головой погрузился в постановку, объединив в ней три составляющие – театр, кино и музыку. При помощи композитора Алексея Стеценко, приехавшего из Москвы, чтобы написать к спектаклю музыку, от которой «мурашки по коже», и художника-постановщика Натальи Кочневой, придумавшей интересные декорации и костюмы, он поступательно воплощал свой замысел. В этом его поддержали артисты, каждого из которых хочется назвать поименно – Иван Чиндяйкин, Влад Чернов, Андрей Роганин, Елена Романовская, Евгений Пулов, Александр Греца, Галина Масутова, Елена Лугаськова, Юлия Пронькина, Вера Ваганова… Всем – браво! Все они честно «открутили свои 32 фуэте». И я уверена, что кто-то из зрителей обязательно захочет ещё раз пересмотреть этот спектакль, а кто-то просто возьмёт в руки книгу и перечитает «Историческое отступление о крыльях». Потому что в каждом из нас с детства живёт мечтатель. Только у одних из нас прорезаются крылья, а у кого-то – нет.
Наталья Анохина, фото: Мария Сисяева и пресс-служба театра