Один из самых жестоких преступников в истории Бостона, Уайти Балджер, после серии кровавых преступлений становится информатором ФБР. На протяжении тридцати лет Балджер работает на бюро для того, чтобы собрать компромат на мафиозный клан, орудующий на его территории. Таким способом он долгое время остаётся неприкосновенным для закона. И даже после разгромного разоблачения его махинаций в 1995 году, Балджеру удаётся ещё в течение шестнадцати лет успешно скрываться от правосудия.

«Чёрная месса» — новая криминальная драма от режиссёра Скотта Купера. Сценарий фильма основан на книге Дика Лера и Джерарда О’Нила «Черная месса: Уайти Балджер, ФБР и дьявольский контракт», вышедшей на полки книжных магазинов в 2001 году. Книга, в свою очередь, основана на реальных событиях и рассказывает историю жизни жестокого и хладнокровного преступника Джеймса «Уайти» Балджера, лидера преступной организации «Зимний холм», много лет успешно водившего за нос и полицию и агентов ФБР.

Новый фильм Скотта Купера отличает феноменальный актёрский состав: Джонни Депп, Кевин Бейкон, Бенедикт Камбербэтч, Адам Скотт, Джоэл Эдгертон, Питер Сарсгаард, Кори Столл, Дакота Джонсон. Главная роль в фильме — роль Джеймса Балджера досталась Джонни Деппу. Актёр в очередной раз проявил свой талант, сыграв с невероятной убедительностью. Впервые Депп полностью избавился от манерного образа Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря» и сыграл совершенно в другой плоскости, уверенно воплотив на экране беспринципного и безжалостного бандита. Органично дополняет образ Балджера великолепный грим, изменивший Джонни Деппа практически до неузнаваемости.

Кстати, это не первый раз, когда Деппу достаётся роль гангстера. Шестью годами ранее Депп снялся в схожей по своей направленности картине — в роли легендарного грабителя банков Джонни Диллинджера. Но в фильме «Джонни Д.» Депп играл этакого романтического преступника, в то время как Уайти Балджер в «Чёрной мессе» его стараниями выглядит жестоким и весьма устрашающим. Непроницаемый взгляд ледяных голубых глаз, глубокий безэмоциальный голос, невозмутимый вид — вот составляющие, которые вселяют беспокойство и ужас в сердца зрителей.

Купер показывает убийства как нечто повседневное, обыденное. С одной стороны, это повергает сидящего в кинозале в шок, а с другой — ещё больше приближает зрителя к безумной жизни преступника, раскрывает всю безграничность жестокости криминального мира. Фильм снят с помощью обычных режиссёрских приемов, но смотрится достаточно необычно. Прежде всего, за счёт большого количества остроумных диалогов, столь несвойственных гангстерскому кино. Опять же, несколько удивляет отсутствие ожидаемых сцен погонь, а самой поимке преступников отводится место только в текстовом эпилоге.

Вся интрига фильма — хитроумная «шахматная партия» между агентом ФБР Джоном Коннели и гангстером Уайти Балджером, в которой ни у одного из них нет права на ошибку. В сценарии Джеза Баттеруорта и Марка Меллоука явно подчеркивается, что гангстеры и бандиты не возникают сами собой. Их появление всегда является следствием всепроникающего вируса коррупции. Поддерживаемые и покрываемые органами государственной власти, они стирают перед собой всякие границы дозволенного, порождая несправедливость и беззаконие.

«Чёрная месса» — фильм очень американский, доказывающий что гангстеры и перестрелки являются неисчерпаемой темой и всё ещё обласканы заокеанским кинематографом.

текст: Ксения Бординова.