Рейдеры подготовили идеальный план по захвату завода: инсайдеры, подробные чертежи территории, завязки на высшем уровне, компромат на собственников, хакерская поддержка… На их стороне внезапность и прекрасно подготовленная команда головорезов. Но захват оборачивается кровавой ловушкой, ведь банду нападающих ведёт человек со своим представлением о целях «рейда». Его приоритет – не завод и не деньги, для него главное – справедливость и месть!

На самом деле, очень сложно писать критику в жанре боевика. Начать стоит с разбора рекламного ролика к фильму, трейлера. Он изначально вызывает некоторые опасения, что это комедия, в которой два-три раза подерутся. Однако, напротив, «Русский рейд» насыщен движухой столь же, сколь небезызвестный шедевр с похожим названием. Всё что происходит на экране за час сорок, происходит в режиме нон-стоп, – и это либо сам экшн, либо красная дорожка к нему же самому. В принципе, наблюдать за рукопашными сражениями на экране очень приятно, – они здесь сделаны хорошо. Число драк множится от завязки к концу кульминации, один баттл плавно перетекает в другой. Двигаются наёмники быстро, бьют смачно, здесь мы имеем дело с отлично поставленной контактной хореографией. И до середины фильм смотрится вполне себе органично. А дальше приезжают «серьёзные люди» и начинается бессмысленная и беспощадная стрельба. Финальный бой вояки-самурая Ивана Котика против главгада Александра Красовского вообще вышел излишне реалистичным, и оттого лишенным магии кино.

Что удивило, сюжет подаётся в серьёзной форме, но ключевые персонажи карикатурны: запредельно доблестный экс-вояка с тяжёлым взглядом и смутным прошлым; быковатые спортики, которые от своих перестроечных прототипов отличаются лишь миксфайтерским почерком; блатные ферзи, тянущие мазу людскую и жизнь воровскую; непуганый решала, у которого всё схвачено, но ничего не продумано; и, конечно же, загадочная импозантная дама. О даме хотелось бы поговорить отдельно, потому что этот персонаж стал дебютным для молоденькой актрисы Софьи Озеровой. И что-то мне подсказывает что это было не самое хорошее начало для её кинокарьеры, ибо в силу типажа в сюжет она вписывается плохо. Диалоги ей достались местами пафосные, местами надуманные, а где-то даже откровенно комичные – из-за всего этого Озерова просто потерялась в этом необъятном мужском коллективе.

В целом, произошло то, что хорошие вводные данные – профессиональные спортсмены, красивая запоминающаяся картинка, внутрикадровая динамичность, замечательно отснятая финальная сцена ножевого боя – всё это никак не «отыграло». А случилось это банально потому, что основа любого хорошего фильма сюжет, о чём режиссёр Денис Крючков просто забыл. В «Русском рейде» сюжетная линия носит простовато-странноватый оттенок и это мягко сказано. Возможно Денис Крючков попытался передать фаталистический пофигизм классических боевиков Гонконга, но в российских реалиях контраст между серьёзностью сюжета и трансцедентально-бытовым юмором «Русского рейда» просто-напросто не работает.

Сперва кажется, что фильм соблюдает не только философскую, но и боевую традицию Британского Гонконга – в начале и середине дрались, а в конце немного постреляли. Чего стоит одна продуманная и дотошно выверенная сцена, когда бандиты-рейдеры встречают телохранителей. Это, пожалуй, самая впечатляющая стенка-на-стенку в истории кино. А дальше начинаются перестрелки, которые в «Русском рейде» выступают не как десерт, а как второе блюдо в трапезе. Впрочем, вспоминать о них совершенно не хочется; они не то чтобы захватывающие или, напротив, провальные, а получились скорее будничными и скучными в стиле фильмов 90-х годов.

«Русский рейд» Дениса Крючкова при всей своей крутизне, уникальности и художественности боевых сцен не нужен массам, и массы уже не те. Нет, увы, это не фильм-рычаг, который породил бы в российском кино нишу экшн-грайндхаусов, такая радость под игом Фонда кино к нам с небес не сойдёт. И вполне возможно, что этот фильм растворится в истории, оставив след в сердцах немногочисленных гурманов. Но мне всё-таки хочется надеяться, что он станет опорным пунктом для режиссёра, с которого он сможет двигаться дальше.

текст: Ксения Бординова.