«Мелодия струнного дерева» — фильм-дилогия о путешествиях поэта Хлебникова и его Ка. По египетской мифологии Ка — это жизненная сила, в облике человека, существующая отдельно от своего «господина». Бессмертный двойник, сопровождающий поэта в его творениях и временах. С одной стороны, это история о том, как фараон Эхнатон передаёт главному герою, поэту, своё Ка. С другой — история любви Лейли и Медлума, героев поэмы Хлебникова. Как восточная и западная звезды, они встречаются на небосклоне.

Фовистическая кинокартина Ирины Евтеевой, мастера жанра анимированного кино, намеренно поделена на два самостоятельных действия. Действие первое — Медлум и Лейли — по одноименной поэме Велимира Хлебникова, очень красиво сделано в жанре рисованной сказки. Причём я уверена, несмотря на то, что сам фильм имеет возрастное ограничение 16+, первую сказочную часть его можно и нужно показывать более младшей аудитории для воспитания эстетического вкуса.

Второе действие — Ка или творения Велимира Хлебникова — несколько пересекается с сюжетом поэмы «Медлум и Лейли», но представляет собой эзотерическо-мистический рассказ об астральном путешествии поэта Велимира Хлебникова и его Ка. Вместе они идут сквозь пространство и время, сквозь тьму «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, поля сражений Первой мировой войны и сквозь страну восточных гурий, уносящих умерших в Рай. Мне представляется, что фильм бы просмотрелся немного лучше, если вторая часть его визуально была бы решена в другом ключе, отличном от сказочности и иллюзорности первой части. Здесь как бы просится большая конкретика действий и кадров, а режиссёр Ирина Евтеева «вдарились» в несколько преувеличенную театральность, добавив этим ненужной гротескности кинокартине.

Режиссёр Ирина Евтеева работает в уникальной технике свето-живописной фильмописи на стекле, преобразующей игровое кино в неповторимую анимацию. Когда смотришь её кинокартины, очень сложно понять каким образом они сделаны и тот факт, с каким вкусом и идеальным чувством цвета всё это воплощено на экране, сильно впечатляет.

На счету автора семь рукотворных фильмов, множество призов кинофестивалей, включая Серебряного льва Св. Марка на 59-м Венецианском МКФ за короткометражный фильм «Клоун» 2002 года, премия Российской киноакадемии «Золотой орёл» за мультипликационный кинофильм «Маленькие трагедии» 2010 года, «Святого Серебряного Георгия» 37-го Московского МКФ приз жюри «За поэзию в кино», приз международной организации по продвижению азиатского кино NETPAC 37-го Московского МКФ за фильм «Арвентур» 2015 года.

Однако кинофильм «Мелодия струнного дерева», усилиями авторов, получился более загадочным и менее сказочным чем «Арвентур». По колористике и гармоничности персонажей его разве что можно сравнить с кинокартиной «Проклятие золотого цветка» Чжана Имоу, но техника в которой решено экранное пространство иллюзорного мира поэта Велимира Хлебникова уникальна.

Композиторская работа Андрея Сигле, с которым Евтеева сотрудничает с 1991 года, идеально дополняет общую картину ирреальности происходящего на экране.

текст: Ксения Бординова.