На сцене Центрального дома художников 17 ноября состоялся спектакль по пьесе Лиона Измайлова и Алексея Цапика «Одинокая насмешница». Это особая комедия, рассказывающая о последнем годе жизни великой женщины и актрисы Фаины Раневской. Спектакль основан на воспоминаниях людей, знавших актрису, и тех, кто запомнил её неповторимый юмор, порой грубый, или даже чёрный.

В «Одинокой насмешнице» режиссёра Льва Шимелова зритель видит королеву эпизодических ролей в её московской квартире. К ней наведываются посетители, и в поддерживаемом с ними диалоге зритель слышит остроумную словесную пикировку.

«Одинокая насмешница» – это фрагменты, взятые из жизни Раневской. Место событий, происходящих в спектакле, – московская квартира Раневской, куда авторы пьесы и приглашают зрителей. В спектакле переплелись события, происходившие в последний год жизни актрисы, с её неповторимыми шутками – авторы драматической комедии их не придумали, а взяли из книг и воспоминаний о Фаине Георгиевне. Именно поэтому есть все основания назвать её соавтором этого спектакля.

На протяжении спектакля Фаина Раневская разная. Зритель видит её ранимой, со слезинками на глазах, а через мгновение – гордого и красивого в своём одиночестве человека. В описании к спектаклю «Одинокая насмешница» отмечено, что это драматическая комедия, что буквально обозначает смех сквозь слёзы. И если зритель во время спектакля прошёл через это состояние, значит, с душой у него всё в порядке.

Драматическая комедия показывает зрителю удивительный мир Фаины Раневской. Актриса Ольга Хохлова передаёт на сцене – ярко и зрелищно! – всё, чем живёт и что чувствует Раневская. Зрителю раскрываются переживания и поступки героини. Порой зал взрывается от смеха, а иногда во время спектакля наступает звенящая тишина после проникновенных монологов актрисы. Авторам не было необходимости привносить в спектакль что-то своё или вселять свои репризы в высказывания великой Раневской. Ольга Хохлова говорит языком и словами Раневской. Чего стоит только одна её фраза в спектакле о «проклятом воспитании»: «Не могу стоять, когда мужчины сидят»!

Гениальная и талантливая Фаина Раневская всё-таки была одинокой, что и подчёркивается в спектакле. Коллеги часто сетовали на её ироничный и язвительный характер. Возможно, она выглядела циничным человеком, но это была лишь защита, и за цинизмом стояли боль, отчаяние, одиночество, тонкая и ранимая натура. Раневская не кривила душой, выбирая выражения, говорила оппоненту то, что думает о нём. Иногда приключались курьёзы, и звучало их описание просто анекдотично, что порой вызывало сомнения в правдоподобности. Но, зная о крутом нраве Фаины Георгиевны, можно было предположить, что истории на самом деле правдивы.

Ночные записки Раневской говорят о том, как тяжело ей было в своём одиночестве. Имея прекрасное чувство юмора, она закрывалась им и выглядела совершенно другим человеком – лёгким и весёлым. После спектакля, заваленная цветами, актриса сокрушалась: «Столько любви, а в аптеку сходить некому!»

«Одинокая насмешница» для театральной труппы – спектакль особенный. Это воспоминание о ярких образах, смешных анекдотах Раневской и самых трагических жизненных моментах.

«Каждый раз перед выходом на сцену сердце норовит выпрыгнуть из груди. Но стоит выйти к зрителям – и волнение проходит. Слишком велика ответственность перед аудиторией, перед самим собой, перед Раневской», – говорит исполнительница главной роли Ольга Хохлова.

Актёры играют на одном дыхании. Собственно, они играют фрагменты жизни одинокой насмешницы Фаины Раневской. И это – как посвящение, как восхищение, как эмоциональный подарок великой русской актрисе.

В отзывах к спектаклю «Одинокая насмешница» зрители делятся собственными переживаниями, мнениями о пьесе. Многие рассказывают, что после выхода из зала у них остаётся чувство сопричастности, будто они побывали в гостях у Фаины Георгиевны, посидели с ней за столом. И вот за ними тихонько закрылась дверь её квартиры, и они ушли домой под впечатлением встречи…

Спектакль – лишь малая толика того, что можно было рассказать о Фаине Раневской. Но эта пьеса, а длится она два часа, так много вобрала в себя из жизни великой актрисы, что стала настоящим открытием для зрителя.

текст: Елена Локтева, фото: Елена Меркурьева.