Блестящий, тонкий, неимоверно красиво поставленный драматический спектакль «Ночь нежна» по одноимённому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда можно назвать одним из самых лучших в театре Луны. Этот спектакль несомненно украшает собой само понятие драматического театра.

«Ночь нежна» – четвёртый и последний завершённый роман классика американской литературы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Действие романа происходит в Европе 1920-х годов. Он повествует о талантливом американском враче-психиатре Дике Дайвере, который работает в одной из клиник Швейцарии. Там он влюбляется в свою пациентку по имени Николь и скоропалительно женится на ней. Николь происходит из очень богатой семьи и родственники воспринимают брак без особого оптимизма. После выписки Николь из больницы Дику ещё долгое время приходится совмещать две роли, – мужа и врача. Течёт время, проходят года и отношение Дика к ситуации, в которой он находится начинает меняться.

Надо сказать, что «Ночь нежна» для самого Фицджеральда роман автобиографичный, ведь тема, затронутая в книге, касалась непосредственно его самого. Жена Фицджеральда Зельда страдала шизофренией, и он долгие годы не мог ни развестись с ней, ни смириться с её недугом. Поэтому его роман «Ночь нежна» вместил в себя всю ту боль, весь тот ужас безысходности бытия, который переживал сам автор. И, несмотря на то, что роман вышел гениальным, некоторые сценарные линии в нём несколько перетянуты, а сюжет иногда становится настолько запутанным, что по этому произведению практически невозможно поставить спектакль или снять фильм. А вот Сергею Проханову это удалось превосходно! В его постановке все истории прослеживаются от начала и до конца. Не упущено ни одной важной детали: все самые острые, страстные сцены по крупицам выужены со страниц книги и перенесены в сценическую постановку. С одной стороны, спектакль, его декорации и костюмы, получился очень ярким. С другой – очень условным, психологически немного завуалированным, так как половина сцен происходит в полутьме и в эти моменты зритель невольно сосредотачивает своё внимание на диалогах. Таким образом, за счёт контраста ярких и тёмных сцен достигается необходимый эмоциональный эффект. Освещённые сцены олицетворяют тот напускной мир, развесёлую «жизнь напоказ», которой пытались жить герои романа Фицджеральда. А тёмные сцены – это закадровая жизнь персонажей. Те её неприглядные стороны, которые не принято выставлять на всеобщее обозрение. Они же являются сценами-размышлениями персонажей о своей жизни, их внутренними монологами с собой.

Музыкальное оформление спектакля выполнено превосходно. Композиции, сопровождающие театральное действие, все до одной узнаваемы, но вместе с тем идеально вписываются в предложенный визуальный ряд. Здесь мы услышим и Арию Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини и «Gracias a la Vida» Мерседес Сосы, «Vaya con Dios» популярного музыкального дуэта Леса Пола и Мери Форд, «We Shall Overcome» Луи Армстронга и знаменитую «Summertime» Джорджа Гершвина.

По своей сути спектакль «Ночь нежна» очень пикантного порядка. Несколько двусмысленные диалоги, прозрачные пеньюары актрис, обнажённые торсы актёров и нестандартный вывод в оконцовке – всё это несомненно покажется пуритански настроенному зрителю чересчур откровенным. И тем не менее, спектакль очень многогранен. Все его сцены наполнены глубоким смыслом, а талантливый актёрский состав дополняет каждый персонаж Фицджеральда новыми красками, делая сложные характеры героев книги более объёмными и понятными.

Романтический и чувственный спектакль «Ночь нежна» позволяет не только хорошо провести вечер, но и посмотреть на многие аспекты жизни под другим углом, переосмыслить принятые в обществе нормы, расширить границы своего восприятия действительности.

текст: Ксения Бординова, фото: Елена Локтева.