В театре «Модерн», 8 февраля, состоялась премьера нового спектакля «Ничего, что я Чехов?» по пьесе драматурга Екатерины Нарцизовой-Шипуновой. Спектаклями по пьесам Чехова сейчас никого не удивишь, они идут во многих театрах Москвы. Чем же необычна постановка Юрия Грымова? Прежде всего тем, что она не имеет никакого отношения к Антону Чехову, а посвящена непростой жизни Ольги Чеховой – первой жены Михаила Чехова. Невероятная судьба этой женщины до сих пор полна тайн. Некоторые события своей жизни она выдумала, чего даже и не скрывала.

Спектакль начинается очень неторопливо. Но рука мастера становится видна сразу. Визитная карточка Юрия Грымова – профессиональная работа со светотенью при довольно тёмной сцене и искусно подобранной музыке. В новой постановке к чёрно-белому фону добавляются яркие красные пятна – шары, флаги и платье Мэрилин.

Меня всегда восхищает сценическая картинка. В этот раз будто бы попадаешь на выставку картин, каждая из которых показывает фрагменты жизни главной героини, выписанные на холсте крупными мазками. Это так затягивает, что теряешь счёт времени.

На сцене мы видим двух Чеховых и две Ольги: в молодости – «становление» – и в более позднем возрасте – «эпоха». Молодую Ольгу играет Мария Орлова, а возрастную – Анна Каменкова. Актрисы неуловимо похожи и очень органично дополняют образы друг друга. Михаила Чехова сыграли Александр Горелов и Петр Воробьёв. Фигура последнего особенно интересна, потому что всячески выделяется режиссёром. Юрий Грымов увидел Петра Воробьёва в Орловском драматическом театре совсем недавно и практически сразу же пригласил его играть в «Модерн». Это достаточно интригующий поступок, ведь актёру 76 лет, а он находит и силы, и желание, и талант приезжать на репетиции и спектакли. А играет, безусловно, очень талантливо, «заставляя» восхищаться собой.

Кроме главных героев в спектакле можно увидеть таких персонажей, как Адольф Гитлер, Ева Браун, Лаврентия Берия, Станиславский и Мэрилин Монро. Люди, которые сейчас являются историей, встречались на жизненном пути Чеховой.

Да и сама пьеса, несмотря на то, что её практически невозможно транспонировать для сцены, как было сказано на конференции, написана интересным языком. И будет наверняка растащена на цитаты. Из пресс-конференции: «Это не пьеса в прямом понимании слова: структура, концепция и т.д. Я бы сказал, что это большая научная работа с эмоциональным зарядом автора… Это не пьеса в прямом нашем понимании и не сценарий. Я бы назвал, что это расширенный большой синопсис заявки на фильм об этих людях. И мне это понравилось… Скажу честно, что для меня это было сложно физически, технически, нравственно дойти до конца. Я даже думал вернуть деньги в департамент культуры…»

Из пресс-конференции Юрия Грымова: «…Осознание жизни, потому что и Гитлер живописец, и Берия – менеджер, отвечающий частично за искусство. И за воспитание поколения. Он же искренне переживал, дети новой формы, что вы увидите. Понятно, что он – монстр. Все мы это понимаем. Но он искренне за это бился, совершал преступления и т.д. Также и Гитлер был раздавлен. Гитлер был полностью раздавлен картинами художника из Витебска… Шагалом. Он был раздавлен, по мнению Гитлера, этой мазней. Что это за мазня? Гитлер рисовал «лужок-коровка». И вдруг он увидел толстую тетку, летящую по небу. И Гитлера это раздавило полностью, как художника. И вообще я считаю, что из-за этого он начал войну. Зря смеетесь, мы это покажем. Увидите. Самое страшное, когда вас унижают, и вы сами себя унижаете на уровне художника. Вы видите то, что создано на столько порядков выше… И Гитлер сам, как художник, понимает, что не дотягивает. Он считает эту летящую еврейскую женщину в облаках мазней, понимая, что он сам как раз и есть мазня. Из-за этого возникают войны…»

Я без сомнения рекомендую спектакль всем друзьям. И благодарна Юрию Грымову за ещё одну талантливую постановку.

текст и фото: Елена Локтева.