Московский музей современного искусства ММОМА в рамках фестиваля «Территория» представил программу «Сеанс одновременной игры» – интерактивный спектакль с участием труппы современного танца. Автором этой идеи является хореограф, лауреат премии «Золотая Маска» Анна Абалихина при участии артистов театра «Балет Москва». Идея современного танца в музее в принципе не нова, но это прекрасный способ взаимодействия со зрителем посредством контекста и тела.

При входе в музей каждый зритель получает свой маршрут, которых согласно задумке существует несколько. Далее, следуя своим индивидуальным маршрутам, зрители перемещаются по пространству в небольших группах, наблюдая танцевальный арт-перформанс в каждом зале музея, в каждой конкретной локации. Каждое такое помещение – есть совокупность художественных инсталляций, смыслового наполнения и человека-актёра в нём. Отдельно взятая локация отражает внутренний мир танцора, являясь внешним продолжением его внутренних переживаний и рассуждений. При этом зрителю предлагается перейти от пассивного наблюдения к соавторству через возможность вторгаться в действие перформанса и влиять на ход его развития. Идея автора состоит в том, что сам зритель выстраивает «смысловую ткань» хореографических этюдов перформеров, влияя своим безмолвным присутствием не только на хореографию танцовщиков, но и выстраивая смысловое направление сюжета. Сценарий сюжета каждый раз развивается по-новому, что добавляет игровой программе непредсказуемости и открытости. Обилие смысловых нагрузок и сюжетных вариаций, делает программу «Сеанс одновременной игры» неимоверно интерактивной. И в какой-то момент всё происходящее начинает напоминать художественный арт-квест.

Совершенно очевидно, что этот проект является уникальной в своём роде коллаборацией нескольких направлений: современного танцевального искусства или contemporary dance, масштабных арт-инсталляций и квестовых игр. И именно зачёт гармоничного их переплетения, был достигнут максимальный рекреационно-культурный эффект.

С первым направлением – техникой современного танца – всё кажется более-менее понятным, а вот на двух последних направлениях хотелось бы остановиться отдельно. Здесь будет нелишне сделать небольшой экскурс в историю. Современное искусство в России – это сама по себе достаточно сложная и неоднозначная тема. Арт-инсталляции, как его самое впечатляющее направление, существуют на пространствах нашей Родины весьма давно. Основоположником инсталляционного жанра в России по праву можно считать Илью Кабакова. Ещё в 1982 году он и члены группы «Мухомор» делали впечатляющие пространственные художественные композиции, которые предлагали зрителю заглянуть в укромные уголки коммунальных квартир. В 90-е годы академиком Кедровым и Маргаритой Аль предпринимались попытки совместить инсталляцию с перформансом, но инсталляции Б. М. Кедрова скорее тяготели к научному знанию. Примерно в это же время появляется «бумажная архитектура» и соответствующие инсталляции Юрия Аваккумова. Его карточные домики, которые полностью повторяли строения известных зданий, демонстрируются в Венеции, Роттердаме, Париже, Санкт-Петербурге, Москве. И всё же, так как Аваккумов по первой специальности архитектор, его творения обладали не только художественными смыслами, но более тяготели к архитектурным.

Про инсталляции музеев современного искусства «Винзавод» и «Гараж» даже не хочется говорить, так как в частых случаях они не представляли собой определённой художественной ценности и являлись скорее «пробой пера» для молодых художников-инсталляторов. Поэтому инсталляции программы «Сеанс одновременной игры» хотелось бы сравнить не с российскими образчиками, а с пространственными арт-экспозициями музеев Соломона Гуггенхайма. Но при всей красоте и ярко выраженной художественности объектов музея Гуггенхайма, стоит отметить, что там происходит пассивная коммуникация зрителя с творческим объектом. Здесь же уже происходит коммуникация активная. Актёр в пространстве помещения, находясь в своём тематическом поле, непосредственно контактирует со зрителем. То есть происходит интеграция наблюдающего за действием в художественно-выразительное пространство.

Теперь, когда с инсталляциями всё понятно, хотелось бы рассказать, как развивалось искусство квест-игр непосредственно в России. В 2005 году в формате ночных поисковых игр появилась игра DozoR или, по-другому, «Ночной дозор» в Петербурге, а в Москве практически одновременно возникли «Схватка» и «Энкаунтер». В основе их лежали американский пазлхант и его вариации, такие как Форт Боярд, Fear Factor и им подобные. Ночные поисковые игры, которые в свою очередь были более примитивными предшественниками квест-игр, включают в себя соревнование по городскому ориентированию, актёрские и ролевые уровни, экстремальные и логические задания. На смену им пришли квест-игры, как новый формат досуга. Интерактивные квесты – это приключенческая игра с динамичным и захватывающим сюжетом, которая содержит задачи на логику, внимательность и эрудицию. Квесты бывают интеллектуальные, активные, страшные и детские.

В отличие от ночных поисковых игр, в интерактивных квестах появляется уже конкретный сюжет; декорации, которые можно сравнить с инсталляциями, и соответствующее сюжету музыкальное сопровождение. Это своего рода интерактивные перформансы, что несомненно опосредованным образом приближает их к арт-индустрии. Только в отличие от программы «Сеанс одновременной игры», где диалог происходит между актёром и зрителем, объектом и субъектом квестов являются сами зрители. Конечно же, чаще всего интерактивные квесты проходят в конкретных закрытых локациях, что делает их сравнение с «Сеансом одновременной игры» ещё более уместным. Посредством помещения зрителя в пространство арт-инсталляции художник пытается передать посетителю музея своё видение, своё мироощущение. Но это всё-таки объекты неживой природы. Проект «Сеанс одновременной игры» объединил, с одной стороны, неживую природу с живой, поместив человека в центр комнаты-инсталляции. А с другой стороны, ушёл только от игрового подтекста интерактивных квестов.

Таким образом, объединив три в одном – игру-квест, арт-инсталляцию и танцующего человека в центре художественного действия, создатели программы «Сеанс одновременной игры» добились неформатного визуально-интерактивного эффекта в области современного искусства. Каждому посетителю данного перформанса гарантировано полное погружение в пространство помещения, контекста и хореографии, вкупе создающих необходимую атмосферу. С уверенностью можно сказать, что такое времяпрепровождение – это самый лучший способ отвлечься от повседневной суеты и отдохнуть душой.

текст: Ксения Бординова, фото: Елена Локтева.