Марсианская миссия «Арес-3» спешно покидает планету из-за застигшей участников врасплох песчаной бури. Инженер и биолог Марк Уотни получил серьёзное повреждение скафандра, команда посчитала его погибшим и эвакуировалась с Красной планеты без него. Но астронавт выжил и, придя в сознание, обнаружил, что остался один на враждебной и непригодной для жизни планете. С помощью небольших запасов с трудом выращенного им картофеля и оставшихся после миссии построек и технических приспособлений, Марк усердно пытается выжить и выйти на связь с Землёй.

«Марсианин» — фильм про выживание в тяжёлых условиях. Снят он по одноимённому произведению Энди Уира и надо сказать, что это его единственный законченный роман. Это новое прочтение истории Робинзона Крузо удалось режиссёру Ридли Скотту достаточно хорошо.

Однако, в этой связи, нельзя ни вспомнить фильм «Изгой» Роберта Земекиса. Вариация на тему «выживание человека в тяжёлых условиях» Земекису удалась гораздо лучше, чем Скотту. И трудно сказать из-за чего это произошло. Возможно Том Хенкс в фильме «Изгой» лучше почувствовал состояние безысходности и отчаяния, чем Метт Деймон в «Марсианине»? А может быть и сама история, рассказанная в романе Уира слишком натуралистична и менее динамична, чем сценарий фильма «Изгой»? На эти вопросы трудно ответить однозначно, но можно сказать с уверенностью, что фильм рассчитан далеко не на широкую публику и будет интересен только людям знакомым с реальным положением вещей на Марсе, способным оценить находчивость и техническую смекалку главного героя.

Фильм снят легко и с большим чувством юмора. Добрую половину фильма, космический астронавт Метт Деймон разъезжает на марсоходе под развесёлую музыку 70-х — 80-х годов, отпуская острые шуточки. Главным недостатком «Марсианина» является отсутствие конфликтов между персонажами, все герои картины очень положительные, все они слаженно работают над спасением астронавта Уотни. Вторым недостатком можно считать отсутствие психологического развития главного героя, которое, казалось, неминуемо должно было бы происходить под воздействием сложившихся обстоятельств. Астронавт Марк Уотни превращает борьбу с судьбой в обыденность, а за счёт этого страдает драматизм повествования.

Эффект 3D использован Ридли Скоттом очень ненавязчиво и всегда уместно. В фильме присутствуют очень красивые и яркие сцены с использованием трёхмерного пространственного эффекта. Среди них особенно выделяется эпизод с внезапным обрушением песчаной бури. Также нельзя не отметить самый красивый и напряжённый завершающий момент фильма, когда капитан корабля Мелисса Льюис пытается поймать в открытом Космосе астронавта Марка Уотни.

Разочарованием для отечественного зрителя стало то, что в картине совершенно не упоминается о русских космонавтах. Это вдвойне обидно, так как российская космонавтика всегда являлась во многом передовой на ниве изучения космического пространства. Безусловно это связано с текущим политическим курсом западного мира.

Несмотря на все минусы, присутствующие в картине, «Марсианин» остаётся фильмом интересным и познавательным. Это кино о Космосе новой эпохи, когда путешествие на Марс уже не кажется чем-то загранным.

текст: Ксения Бординова.