Бабай – это славянский герой фольклора, которым родители пугают своих детей. Два брата – Марк и Геша – не исключение: они живут в постоянном страхе сделать что-то не так и получить нагоняй от отца. Постепенно мрачная сказка становится для них реальностью.

По сюжету фильма многое остаётся за кадром, в том числе где находится мама Марка и Геши. О ней за всё время киноповествования мы не услышим ни слова, но неуловимо понимаем, что именно её отсутствие задаёт тон всего нелогично происходящего в кинокартине. «Бабай» – это дебютный фильм Артёма Айсагалиева, выпускника Калифорнийского института искусств. Картина «Бабай» была снята в 2020 году и её мировая премьера состоялась в конкурсной программе Международного кинофестиваля Bright Future в Роттердаме. Айсагалиев определяет для себя этот фильм как возвращение к своим корням, почти весь актёрский состав состоит из родственников режиссёра.

В фильме использовано очень много специфических съёмочных приёмов: камера практически всегда пытается выглянуть из-за чужих спин, люди постоянно в расфокусе, на фоне несколько отстранённо звучат голоса. Режиссёр попытался таким образом показать неустойчивое восприятие внешнего мира ребёнком, обнажить детскую травму. Но всё же на мой взгляд эту «гуляющую камеру» надо было как-то «разбавлять», потому что смотреть фильм благодаря этому очень тяжело. Только к концу повествования начинаешь привыкать к творческим изыскам режиссёра, вникаешь в его фирменную точку зрения.

Айсагалиев весь фильм очень последовательно геометричен: вертикальные кадры чередуются со статичными горизонтальными, диагональные соседствуют с откровенно ассиметричными. Всё это призвано максимально сузить пространство, чтобы обнажить для зрителей детские фобии и страхи. В финале кинокартины Айсагалиев внезапно перешёл от психоделизма к натурализму, показав очень зрелищный эпизод как режут и разделывают барана, чем меня лично очень удивил. В итоге я так и не поняла апофеозом чего должен был явится этот эпизод.

Подытоживая скажу, что несмотря на слабую сюжетную линию, Айсагалиеву удалось собрать всё воедино. Натуральность эмоций актёров, красивый звук, эстетично выверенные кадры – всё это работает на его идею. И совершенно очевидно, что Артём Айсагалиев ещё не пришёл к своему режиссёрскому «Я», но он стоит на верном пути к душам и умам зрителей.

текст: Ксения Бординова.