Молодая пара из Южной Европы работает в сфере ритуальных услуг для животных. В свободное время они собирают и кремируют зверей, сбитых на дороге. Это печальное хобби только усиливает их любовь друг к другу и к миру. До тех пор, пока они сами не попадают в аварию и не сбивают животное.

Kala Azar в переводе с санскрита – «чёрная лихорадка», то есть лейшманиоз, опасная болезнь, естественными разносчиками которой в Средиземноморье являются бродячие собаки.

Фильм открывается кадрами как Пинелопи Цилика и Димитрис Лалос занимаются сексом в джипе. У него пальцы заклеены пластырем, странные шрамы и отметины на спине, герои практически не разговаривают. Пара едет к очередному клиенту – забирать умершую собаку, которую они кремируют у себя дома под покровом ночи. Вазочку с пеплом они отдадут бывшему хозяину. По дороге девушка репетирует слова, которые будет говорить безутешным владельцам животных. Эта пара, Пенелопи и Димитрис, сами словно бродячие собаки, всегда в разъездах, примитивные в своих желаниях, остро реагирующие на звуки и практически не общающиеся с помощью человеческой речи. Фильм сопровождается шквалом животных звуков: от звуков облизывания до звуков драки, от собачьего визга до жужжания насекомых; от тихого царапанья до рыка. Операторский взгляд всё время находится где-то на уровне собачьих глаз, фокусируется на снимках средней части и время от времени расширяется, чтобы охватить буйные, продуваемые ветрами пейзажи сельских местностей. Тела, как человеческие, так и животные, пронизаны необъяснимыми ранами и сочащейся кровью. Этот фильм не очеловечивает животных, а наоборот, неустанно ищет животное в сердцах человеческих персонажей.

Режиссёр фильма – Янис Рафа – современная греческая художница, интересующаяся в первую очередь пересечением животного и человеческого мира, их взаимоотношениями на территории, которую они разделяют. Рафа делает видеоарт-инсталляции, она выставлялась в Венской галерее и Современной галерее Тейт в Лондоне. Она всегда остаётся верной своей загробной эстетике, своим темам смертности и ритуализированного подхода к потере. В её инсталляциях нередко встречаются чучела птиц и кости животных. Всё это было предметом её персональной выставки под названием «Съеденные нелюдями» (Eaten by Non-Humans) и всё это отразилось в её короткометражках. Дебютная кинокартина Рафы «Кала-Азар» стала естественной кульминацией предыдущих художественных работ, отражением её уникального режиссёрского взгляда. Этот взгляд не каждому понятен и далеко не каждому приятен, но он есть отражение её собственного «Я».

Один из самых тошнотворных эпизодов, когда главная героиня ест яблоко, роясь в скипе полном мёртвых животных, странным образом помещая сегменты плода среди пушистых трупов. Окольцованные пальцы то и дело беспрестанно роются в липком содержимом. Наблюдать это малоприятно.

Совокупность подобной «художественности» делает «Кала-Азар» эстетически отталкивающим для просмотра: он полон одиноких людей, у которых нет ничего, кроме животных; полон грязи, антисанитарии, трупов животных; различных неприглядных сцен.

Янис Рафа ничего не сказала зрителю напрямую, но сама гнетущая зловонная атмосфера фильма намекает на неминуемость распада цивилизации.

текст: Ксения Бординова.