Для Весёлы Казаковой и Мины Милевой «Кот в стене» – это дебют в области художественного кино, до этой картины они были документалистами.

В фильме рассказывается о Лондоне после Брекзита. Ирина – иммигрантка из Болгарии – живёт на окраине города в многоквартирном доме вместе с маленьким сыном и братом. Её жизнь – это работа в баре, астрономические счета за квартиру и стычки с соседями. Однажды она подбирает на улице бездомного кота, который становится членом её семьи. С его появлением отношения между жильцами выходят из-под контроля.

Это болгарское кино о Великобритании, о том, как тяжело там жить эмигрантам после выхода страны из Евросоюза. Основная сюжетная линия крутится вокруг капитального ремонта дома. Оказывается, что финансовые тяготы по реконструкции дома должны лечь на плечи только работающих владельцев квартир, а все остальные (граждане Великобритании, живущие на правительственные дотации) не обязаны вкладываться. И подобная социальная несправедливость здесь проявляется буквально во всём: граждане Великобритании могут ничего не делать, а архитектор Ирина и её брат историк Владимир вынуждены работать не по своим специальностям; британцы могут качать права направо и налево, приезжих же не будут слушать; гражданам Великобритании можно звонить в полицию и жаловаться на соседей, к эмигрантам же просто не приедут. Все эти ситуации постепенно ломают активную и оптимистичную Ирину, которую великолепно сыграла Ирина Атанасова. Особенно запомнилась сцена замены старых деревянных окон на новые стеклопакеты, она в фильме ключевая. Рабочие выбивают старые окна, нервно из угла в угол по своей квартире ходит Ирина. Её явно что-то беспокоит, и она всё время задаёт вопросы рабочим, уверены ли они что эти новые стеклопакеты будут для них хороши. И её острую реакцию можно понять, потому что на протяжении всего фильма создаётся впечатление что реконструкция здания пришлась не «ко двору», а может и не была нужна вовсе. Вся эта сцена очень красноречиво-символична. Как-будто деревянные окна – это некий пережиток прошлого, и старую, по меркам нынешнего шального времени, Европу «переобули» по-быстрому во что-то новенькое, модное, но ей не подходящее. Она вроде и недовольна происходящим переменам, но что поделаешь – новые времена и новые веяния – и даже чопорной, но самобытной Великобритании приходится на всё соглашаться.

В этой ненавязчивой, даже лёгкой для просмотра кинокартине, заложены глубокие политические, социальные смыслы, поднята проблематика разницы в менталитетах. Но подаются они режиссёрами Весёлой Казаковой и Миной Милевой очень просто, без каких-то ярких клише присущих социальному кино. Это взгляд с позиции обычного европейца, с позиции отдельно взятой семьи на Великобританию после Брекзита, которая перегружена огромным количеством социальных перекосов. Европеец в ней как тот пришлый кот, забившийся глубоко в дыру в стене, ему приходится прятаться по стенам, иммигрировать, чтобы стать в этой стране хоть чуточку своим.

текст: Ксения Бординова.