Павел Урсул поставил на сцене московского театра «Луны» спектакль «Рубиновый вторник» по мотивам известной книги Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Той самой, что легла в основу культового фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». А название постановки позаимствовано у одной из песен группы Rolling Stonеs, которые сопровождают спектакль.

Действие разворачивается в психиатрической лечебнице, в которую поступает новоиспеченный пациент Рэндл Патрик Макмерфи, переведенный из тюрьмы. Главным героем романа и является этот свободолюбивый пациент, симулировавший психическое заболевание, чтобы избежать каторжных работ. Да и другие персонажи представлены, скорее, не как душевнобольные, а как отвергнутые больным обществом люди.

С появлением нового человека замкнутое пространство больницы переворачивается с ног на голову. Макмерфи — бунтарь и индивидуалист — принимается рушить устоявшиеся больничные правила. Под его влияние попадают и другие пациенты, которые под руководством Макмерфи учатся наслаждаться жизнью и избавляются от застарелых комплексов. Команда во главе с Макмерфи нарушает всевозможные правила больницы, и даже устраивают ночную вечеринку в отделении с выпивкой и участием проституток.

Возникают вопросы: чем же закончится эта революция локального масштаба? И зачем человек все сделавший, чтобы потерять свободу, стремиться вновь её обрести? И почему он решил, что в психбольнице лучше, чем в тюрьме? Ведь тюремный срок закончится, каким бы он не был длинным, а психиатрический диагноз — это может быть навсегда. Спектакль, хоть и длится три часа, пролетает незаметно. Перед нами предстают трагические истории пациентов и медперсонала, каждому из которых посвящается отдельная песня из репертуара Rolling Stonеs.

А заканчивается спектакль печально: старшая сестра заведения, потерявшая контроль над ситуацией, отправляет Макмерфи на лоботомию, после которой он теряет человеческий облик и вскоре умирает. Этот спектакль на серьёзные и глубокие темы. Он о системе, в которой мы все вынужденно существуем, о неспособности изменить то, что нам не нравится, о слабости. Но в то же время, это спектакль о неимоверной силе человеческого духа, о смелости и желании идти наперекор системе чего бы это ни стоило, о надежде и вере в себя.

текст: Юлианна Иголкина, фото: Елена Локтева.