Поклонники футбольного клуба «Бейтар Иерусалим» направляются на стадион Тедди и почти не замечают Надю, которая идёт в классическую балетную студию, расположенную под трибунами. Потолок дрожит, аплодисменты заполняют комнату, но студия остаётся изолированной от реальности Иерусалима. Десять лет назад Надя и её мать, Нина Тимофеева, прима-балерина Большого балета, уехали из Москвы в Иерусалим и основали студию. Это было профессиональное самоубийство.

Документальный фильм «Балет под трибунами» или по-другому «Балет в андеграунде» не вошёл в основную конкурсную программу XIV Кинофестиваля «Зеркало», но в 2019 году на Международном кинофестивале в Хайфе он победил в номинации лучшее документальное кино.

В кинобиографии его создательницы, 86-летней Лины Чаплин, есть как художественные, так и документальные фильмы. Она режиссёр и сценарист, известная по таким фильмам как «Октеты» (2016) и «Муки в огне» (2008). Что интересно, фильм «Муки в огне» драматический, состоящий сплошь из печальных юношеских воспоминаний некоего Муки Герштейна. А документальный фильм «Октеты» уже совсем другой и рассказывает о трёх активных женщинах за восемьдесят.

«Балет под трибунами» снят Линой с огромной любовью, с тонким пониманием эстетики и проблематики балетного искусства. Кинокартина получилась неимоверно красивой, художественно тонкой, очень живой. Несмотря на то, что в фильме присутствует много людей, его несомненным центром является основатель школы балета Надя.

Балет в Израиле – это достаточно проблемная тема, он там попросту никому не нужен. Надя со своей мамой Ниной Тимофеевой в принципе сделали невозможное – создали балетную школу в Хайфе. «Балет – это так же далеко от культуры Израиля, как если бы к кактусу попытаться приделать ландыш» – приводит забавную аллегорию Надя.

Проблема с балетом в Израиле состоит ещё и в том, что армия там обязательна после школы для всех: как для мальчиков, так и для девочек. «Они сейчас все закончат школу и пойдут в армию. Очень сложно остаться балериной и быть в армии, это реальная проблема», – с грустью рассказывает зрителю Надя.

Главная героиня постоянно в кадре, рассказывая то о трудностях балета в Израиле, то о своих учениках, то о своём советском прошлом в России и маме. «Театр и сцена будто храм для танцора. Он принадлежит сцене. У моей мамы был железный характер», – говорит Надя. В таком духе она старается воспитывать и своих подопечных. И это очень верно, ведь если у балерины нет настойчивости и очень сильного характера, то в противном случае балета не будет.

Лина Чаплин очень хорошо показала закулисье балета, как делается балет, с чего начинаются все эти красивые выступления на сцене.

В кинокартине происходит постоянное сравнение жизни стадиона, который находится над балетной школой и жизни самой школы, расположившийся под стадионом. В одно и то же время начинаются тренировки вверху и внизу, в одно и то же время спортсмены и танцоры делают перерыв в своих занятиях, в одно и то же время происходит уборка по завершению рабочего дня. Эта вторая линия сценарного повествования добавляет фильму уникальности, делает его более поэтическим.

«Балет под трибунами» – это конечно же, в первую очередь, фильм про балет. Но в процессе просмотра, начинаешь понимать, что режиссёр раскрывает тему намного шире. Он рассказывает и о Наде, основавшей школу балета, как личности, а не только как об учителе и балетмейстере. «Балет под трибунами» как-то в целом охватывает многогранную и чуждую нам жизнь Израиля, обличает отличность его культуры от культурных штампов других стран.

Кинокартина Лины Чаплин искренняя, интересная с эмоциональной и профессиональной точки зрения, а с другой стороны – очень красивая и зрелищная. Это то, что стоит посмотреть.

текст: Ксения Бординова.