Рассказ режиссёра о самом себе. В основе фильма – нигде ранее не публиковавшиеся аудио и видеозаписи лекций, интервью, встреч со зрителями, видеохроника со съёмок фильмов. Через размышления об искусстве и культуре, о судьбе художника и смысле человеческого существования, кинолента раскрывает творческую мотивацию и причины заниматься кинематографом.

«Настоящий поэт, если он настоящий, он не может быть неверующим человеком. Кстати, наверное, именно этим объясняется тот кризис культуры, который мы переживаем уже много лет», – говорит Тарковский. «Людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские они, одна кровь, одна земля», – подхватывает мысль Тарковского его экранный Андрей Рублёв.

«Но, что касается меня самого, – продолжает Андрей Тарковский, – то даже не мог вспомнить – когда произошёл этот мой переход, когда я стал человеком, который поверил, стал религиозным человеком. Религиозным – это ведь не значит безгрешным. Просто я всё больше и больше убеждаюсь, что культура не может существовать без религии», – раскрывает свою мысль гениальный режиссёр.

Кто ещё кроме Андрея Тарковского смог бы вообще снять фильм «Солярис»? А кто так правдиво и искренне смог бы снять кинокартину «Андрей Рублёв»? Совершенно никто, потому что очень сложно работать с материалом, в который настолько глубоко нужно вникать. Тарковский отличался не только своим тонким восприятием того, с чем ему придётся работать, но и поистине уникальным умением донести тщательно и с любовью переработанную им тему до умов и душ зрителей.

Не случайно премия за вклад в кинематограф досталась именно Михаилу Лещиловскому. Его монтаж в кинофильме «Андрей Тарковский. Кино как молитва» превосходен, выглядит очень изысканно. Всё в фильме к месту, всё очень выразительно. Вообще, невооружённым взглядом видно, что Андрей Тарковский младший и Михаил Лещиловский проделали колоссальную работу над созданием этого фильма. Эта картина по крупицам с большой любовью словно соткана из размышлений самого Тарковского, кадров из его фильмов, его рисунков и записей, стихов его отца, видеохроник и интервью. Оно наполнено воспоминаниями тех, кто его знал лично. Фильм состоит из восьми глав и эпилога. Каждая глава имеет своё самостоятельное название, каждая из них – период жизни Андрея Тарковского. К каждой главе приурочен фильм Андрея Арсеньевича. Здесь фрагментарно мы увидим и знаменитое «Зеркало», и дебютное «Иваново детство», и его дипломный фильм «Каток и скрипка», и искреннего «Андрея Рублёва», загадочный «Солярис», телевизионный «Время путешествия», надрывный и сложный по содержанию «Сталкер», и последние глубокомысленные – «Ностальгию» и «Жертвоприношение».

Разве можно непредвзято судить о фильме об Андрее Тарковском, представленном на кинофестивале его имени? Возможно ли написать рецензию плохую или хорошую? Это совершенно невозможно. Эта кинокартина как данность. Это фильм, который нужно было снять. И это кинолента была нужна абсолютно всем: тем, кто его знал и не знал, тем кому и не дано его было узнать в силу времени, тем кто будет учиться кинематографии по его фильмам.

текст: Ксения Бординова.